Главная » Москва биржевая » Утром деньги – вечером фонды

Утром деньги – вечером фонды

Срочные сделки с ценными бумагами на фондовом рынке в дореволюционной России

Сделки, при которых товар должен быть доставлен покупателю по истечении срока, указанного в договоре, называются срочными. Предметом подобных сделок могут являться, как товары, так и ценные бумаги. Мы рассмотрим происхождение и развитие этого вида операций на российских биржах во второй половине 19 – начале 20 в. Срочные сделки с ценными бумагами, называющиеся в наши дни фьючерсными, были одними из самых рисковых на фондовом рынке. Они могли являться дестабилизирующим фактором и даже причиной финансовых кризисов! Чтобы разобраться в их механизме нам потребуется совершить экскурс в историю финансов.


Сделки на срок: от товаров – к ценным бумагам

Первыми сделками на срок являлись, безусловно, сделки товарные. Когда они вошли в «инструментарий» российских торговцев, точно нам не известно. Но из различных исторических источников можно сделать вывод, что зародились они еще сотни лет назад в крупных торговых центрах Руси: Великом Новгороде, Пскове и Москве.

Один из главных «авторитетов» российской цивилистики, Г.Ф. Шершеневич, в своем «Курсе торгового права» определял срочные сделки, как те сделки, которые «…В противоположность кассовым,… имеют в виду некоторый более или менее значительный промежуток между заключением сделки и ее исполнением».

И далее: «Излюбленным предметом срочных сделок являются ценные бумаги, допущенные к котировке и подверженные резким колебаниям. Но в сравнительно недавнее время срочные сделки избрали своим предметом также различные товары. В Англии впервые в 1875 г. отмечены срочные сделки на шерсть, 1880 — на сахар, в 1883 — на пшеницу. Во Франции срочные сделки на кофе проявились в начале восьмидесятых годов 19 столетия».

В середине 19 в. товарные сделки на срок можно обнаружить и в маклерских книгах российских бирж.

«1 июня заключена покупная сделка на 10 000 пудов пшеницы, по цене 80 копеек за пуд сроком на 1 сентября как на срок непременный,— читаем мы в одной из книг.— К 1 сентября покупщик будет иметь купленную пшеницу по цене 80 копеек за пуд. Наоборот, продавец 1 сентября будет иметь сумму в 8000 рублей. Но при этом, в случае повышения цены до 90 копеек, покупщик обеспечил себя от этого повышения всего на 1000 рублей: нужный ему товар 1 сентября он может купить за 9000 рублей, но из этой суммы 1000 рублей обеспечены за счет продавца. Позиция продавца как раз противоположна…»

Срочные сделки служили защитным механизмом, при помощи которого продавец страховал себя от нежелательного колебания цен на нужный товар. Они оказывали сильное влияние на колебание цен.

Особо важное значение срочные сделки имели для хлебной торговли. По мнению экспертов, эти сделки способствовали стабилизации цен и обеспечению хлеботорговли достаточным количеством хлебохранилищ, упорядочила бы производство массовых продовольственных и интендантских закупок, которые тогда были сопряжены для правительства со значительными убытками и всевозможными затруднениями.

Противники же срочных сделок указывали на их отрицательное влияние на ценообразование, на создание искусственного спроса и предложения на товар. Стратегическое значение вопрос о срочных сделках приобрел в контексте торговли важнейшим российским товаром – хлебом. Некоторыми специалистами указывалось на опасность втягивания в игру (спекуляцию) на ценах хлебных торговцев, что могло катастрофически сказаться как на производителях этого продукта, так и на его потребителях, то есть на всем населении страны.

Рисковые сделки

Финансовое руководство страны также с подозрением относилось к срочным сделкам, особенно фондовым. «Покупка ценных бумаг может иметь своею целью одно из двух: или прочное помещение капитала или же спекуляцию», с этим тезисом из учебника русского гражданского права трудно спорить. Для спекулятивных сделок в большей степени подходили процентные бумаги, то есть акции. Объектом спекуляции при «сомнительном политическом состоянии страны» могли служить также и облигации государственных займов.

Суть срочных сделок с фондами в том, что «одна сторона, обязывающаяся передать другой товары или ценные бумаги в определенный срок, рассчитывает на понижение их цены к тому моменту, когда их нужно будет сдавать».

«При срочных биржевых сделках обязывающийся поставить никогда почти не имеет в руках бумаг, которые он продает на срок, он действует à decouvert в расчете на комбинацию, складывающуюся к моменту сдачи».

На практике это выглядело примерно следующим образом. Например, акция, стоившая в момент заключения сделки 240 рублей, продавалась по этой же цене с месячным сроком; если к этому времени цена акции падала до 235 рублей, то продавец, купив бумагу в этот день за 235 рублей, сдавал ее покупателю за 240 рублей и зарабатывал на операции 5 рублей. Следует также помнить, что на бирже сделки лишь заключались, но не исполнялись, так как самих бумаг на бирже не было. Сама по себе она являлась лишь местом встречи продавца и покупателя.

Сделки на срок были официально разрешены лишь в начале 20 в. Ранее они разрешались лишь при продаже золота и серебра в слитках и монете, таможенных купонов, ассигновок горных правлений и иностранных переводов. Передача ценных бумаг от продавца к покупателю должна была происходить в трехдневный срок по заключении сделки.

Дело в том, что запрет на сделки с ценными бумагами на срок рассматривался правительством как средство против спекуляции фондами. Это правило было зафиксировано в акционерном законе 1836 г., а также в правилах биржевой торговли, которые гласили: «всякие условия между частными лицами, как на бирже, так и вне оной о покупке и продаже акций или расписок не за наличные деньги, а с поставкой к известному сроку по известной цене решительно воспрещаются с тем, чтобы условия таковых, если будут предъявлены к суду, считать недействительными, а обличенных в подобных сделках подвергать наказаниям, за азартные игры установленным; маклеров же и нотариусов, которые отважатся совершать сего рода условия, отрешать от должности… Условия о покупке и продаже акций или предварительных расписок не за наличные деньги, а с поставкой к известному сроку решительно воспрещаются».

Впрочем, существовавший запрет на них легко обходился биржевыми игроками, что было, конечно же, известно в Министерстве финансов. Главным было то, что к этому времени срочные сделки стали господствующим типом операций с ценными бумагами на фондовых биржах России. Российские биржи, и, в первую очередь, Петербургская, являлись ареной ожесточенных схваток повышателей и понижателей ценных бумаг, «быков» и «медведей».

Архитекторы биржевых кризисов

Опасность для экономики страны, которую несла биржевая спекуляция, заключалась в том, что она могла обрушить курсы бумаг даже крупных предприятий реального сектора. Вброс большого количества нужных бумаг в подходящий момент приводил к «прогибанию» биржи, и курсы с головокружительной скоростью летели вниз. Затем начиналась цепная реакция. Владельцы мелких пакетов начинают в свою очередь продавать бумаги, еще больше обрушивая их курс. Дельцы типа Захария Жданова или Игнатия Мануса обладали такими навыками и возможностями. Недаром одной из главных задач биржевой реформы начала 20 в. являлось удаление наиболее одиозных фигур с фондовых площадок страны. У крупных спекулянтов были свои «любимые» бумаги, игра на курсе которых приносила им миллионные барыши. Так, у Жданова это были акции Ленского золотопромышленного товарищества, или, как называли данную бумагу на биржи, «Елена Захаровна».

Витте и фонды

Упорядочивание биржевой торговли связано с деятельностью С.Ю. Витте на посту министра финансов (1893 – 1903). Со свойственной ему энергией Сергей Юльевич решил навести порядок в биржевых делах, что в первую очередь касалось законодательства. Начал он с ограничения валютной спекуляции: в 1893 г. были введены соответствующие правила.

В 1895 г. был установлен контроль над допуском ценных бумаг в биржевую котировку. Теперь для этого требовалось разрешение министра финансов. Закон 27 июня 1900 г. давал министру право создания специального фондового отдела на Петербургской бирже. Необходимо сказать, что эта мера давно назрела. Торговля ценными бумагами к началу века приобрела широкий размах, и биржевики неоднократно ходатайствовали в министерство о необходимости выделения фондовых торгов в специальный отдел.

Фондовый отдел был передан в ведение Особенной канцелярии по кредитной части министерства финансов.

Игра по правилам

Правила фондового отдела Петербургской биржи были утверждены министром финансов (В.Н. Коковцевым) 10 ноября 1907 г. Порядок осуществления срочных сделок регулировался в 1-й части правил в §§ 8, 10-14 и 16. Рассмотрим эти параграфы подробнее.

§8 гласил, что условия срочных сделок, курс, срок и способ расчета фиксируются в маклерской записке, составленной и подписанной маклером в двух экземплярах. Продавец и покупатель в свою очередь должны были засвидетельствовать факт сделки своими подписями.

Согласно §10, сделки должны были быть заключаемы на определенное число месяца, «…на один или несколько полных месяцев и на середину (medio) или конец (ultimo) месяца». Важным было правило, озвученное в §16, по которому «Без согласия покупателя сдача проданных на срок» бумаг не могла быть поручена продавцом третьему лицу или учреждению.

Что касается прав на дивиденды и проценты по срочным сделкам, то закон гласил, что «Со времени заключения срочных сделок с акциями, купон на получение дивиденда принадлежит покупателю; равным образом ему принадлежит и право на получение акций нового выпуска» (Ч. 2 §5).

Преступления и наказания

Правила 1907 г. предусматривали следующую ответственность за неисполнение сделок с ценными бумагами, в том числе срочных. Во-первых, потерпевшая сторона имела право «…требовать исполнения сделки о чем и делается письменное заявление в последний день, назначенный для сдачи (ценных бумаг – А. Цикин) после 3-х часов пополудни». В случае, если на следующий биржевой день, опять же до 3-х часов дня, сделка все же оставалась «не регулированной», то пострадавшая сторона могла приступить к продаже или покупке ценных бумаг «…при посредстве маклера в ближайшем биржевом собрании, за счет неисправной стороны, и потребовать от нее уплаты ему разницы между ценою, по которой была заключена сделка, и тою, по которой состоялась вынужденная покупка или продажа» (§19).

Разбирательство споров по сделкам с ценными бумагами переносилось в Совет Фондового отдела биржи (§20).

Существовали также специальные арбитражные комиссии, которые выносили решения по сделкам. Прототипом создания арбитражной комиссии на русской бирже стала подобная комиссия и ее правила на Калашниковской хлебной бирже. Обычно решения арбитража не подлежали апелляции. Единственный способ отменить решение третейского суда — подать в гражданский суд кассационное прошение об отмене решения третейского суда и о разборе дела в общем суде. К компетенции арбитражной комиссии обычно относились сделки между членами биржи, но иногда третейскому суду были подведомственны и сделки между биржевиками и третьими лицами, если последние соглашались на передачу дела не в гражданский суд, а в арбитражную комиссию.

Гладко было на бумаге…

Стоит отметить, что биржевая практика доказала необходимость дальнейшей доработки правил 1907 г. Несмотря на стремление авторов законодательного акта пресечь спекуляцию фондами путем строгой регламентации торговли ценными бумагами и ограничения круга лиц, допускаемого к торгам, эти меры оказались недостаточными. Вскоре выяснилось, что «На практике собрания петербургского фондового отдела посещают не только представители банкирского и маклерского промысла и профессиональные спекулянты, но также и представители промышленности и товарной торговли». Директор Особенной канцелярии по кредитной части был вынужден признать наличие «нежелательных явлений» на столичной бирже. Для их устранения предполагалось выработать новый биржевой устав, чему сбыться было не суждено. Разразившаяся летом 1914 г. Великая война, более известная нам под название Первой мировой (1914-1918), а затем две подряд революции, положили конец как бирже, так и самому государству, порождением которого она являлась.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Русские биржевые ценности. 1914-15. Пг., 1915.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2. М., 2005.

Кондратьев К. Как в России биржа строилась. М., 2001.

Ответить